Структура психологической службы
Обучение в школе охватывает три возрастных периода: младший школьный, средний и старше школьный ли подростковый возраст к каждому ребенку из этих возрастных периодов необходим индивидуальный подход в связи с особенностями психологии личности. Тенденция работы выражается в следующем порядке проведения мероприятий:
· сбор первичной информации об учащихся: возраст, особенности поведения, семейные условия, социальное положение, интересы, индивидуальные особенности.
· психологическая диагностика учащихся, которая направлена на выявление общих и частных тенденций развития личности учащегося, составление психологического портрета.
· собеседования и консультации с учащимся, его учителями и родителями по результатам психологической диагностик и ходу коррекционной работы.
Психологическая диагностика представляет собой набор психологических тестов для данной возрастной категории.
Психологическая коррекция может быть в виде индивидуальных или групповых занятий с применением различных форм работы психолога (развивающие занятия, арт-терапия, психоанализ, ассоциативный метод, и тд.)
Работа с младшими школьниками заключается в основном в развивающем обучении, в коррекционных мероприятиях по моторике руки, памяти и внимания, адаптации к ситуации обучения и в ранней диагностике отклонений в развитии.
Работа психолога со средне школьным возрастом направлена на Преодоление дисбаланса в развитии социальной сферы учащихся.
работа психолога со старше школьным возрастом заключается в коррекции контактной сферы, развитии ценных установок и самостоятельности в принятии решений. дополнительным аспектом является подготовка подростков к службе в армии и профессиональная ориентация.
Работа с педагогическим коллективом школы включает в себя проведение консультаций по конфликтным вопросам, выполнение адресных заказов педагогов по интересующим темам.
Работа с родителями учащихся имеет информационную цель и направлена на помощь в воспитании детей и решении семейных проблемных и конфликтных ситуаций.
Содержание и результативность психологической службы
Цель: способствовать гармоничному психологическому и социальному развитию личности учащихся
Задачи:
· исследовать и корректировать психологическое здоровье учащихся;
· способствовать эффективности процесса обучения;
· вести научно – исследовательскую деятельность, направленную на изучение и разработку практических программ коррекции и реабилитации личностного развития учащихся;
Виды деятельности психолога
1. Консультации:
· учащихся;
· родителей учащихся;
· педагогов;
· администрации;
2. Работа по усовершенствованию документального оформления.
3. Научно-исследовательская работа:
· разработка инструментария ( анкеты, опросники, тесты);
· проведение и участие в семинарах, конференциях;
· работа по проблемной теме;
4. Психологическая диагностика:
· индивидуальная;
· групповая;
· массовое тестирование;
Консультант классного руководителя.
№
|
Направление работы
|
Методы
|
Виды деятельности
|
1.
|
Методическая работа по обучению кл. руководителей и педагогов
|
Занятия с педагогами.
|
Лекции, семинары.
|
2.
|
Консультации.
|
Обеспечение справочной информацией.
|
Беседы, анкеты, опросы.
|
3.
|
Участие в педагогических советах и педконсилиумах.
|
Подготовка информации.
|
Справки.
|
4.
|
Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
|
Проведение исследований.
|
Опросы, анкетирование, и другие средства сбора информации.
|
5.
|
Анализ конфликтных педагогических ситуаций.
|
Подготовка и сбор информации
|
Консультации.
|
Участник педагогического процесса в работе с учащимися.
№
|
Направление работы
|
Методы.
|
Виды деятельности
|
1.
|
Информационная.
|
Сбор данных индивидуальных характеристик учащихся в работе с «трудными уч-ся»
|
Диагностика, тестирование.
|
2.
|
Статистическая.
|
Работа с группой.
|
Тестирование
( социометрия)
|
3.
|
Профориентация.
|
Работа с учащимися 9-11 кл.
|
Тестирование, беседы, анкетирование
|
4.
|
Работа с родителями учащихся.
|
Посещение родительских собраний.
|
Консультации, индивидуальные беседы
|
5.
|
Работа с различными категориями подростков
|
Консультации.
|
Собеседование, тестирование.
|
6.
|
Курирование учащихся 5-11 классов.
|
Консультации, посещение уроков.
|
Диагностика.
|
7.
|
Работа с учащимися 1-4 классов.
|
Участие в воспитательном процессе и обучении.
|
Диагностика готовности к школе, диагностика способности к обучению и тд.
|
Работа по внутренней документации школьного психолога.
№
|
Направление работы
|
Методы.
|
Виды деятельности
|
1.
|
Обобщение материалов.
|
Анализ и интерпретация показателей.
|
Составление справок по итогам анкетирования, тестирования
|
2.
|
Работа над инструментарием.
|
Анкеты, опросы.
|
Составление новых и комбинирование существующих тестов.
|
3.
|
Контакты с другими учебными заведениями и участие в семинарах.
|
Повышение квалификации.
|
Консультации и обучение.
|
4.
|
Адаптация документации школьного психолога.
|
Перевод и использование документации на государственном языке.
|
Разработка, оформление, перевод
|
1. Блоки психологических тестов для всех возрастных категорий, которые включают в себя тесты.
· На уровень развития интеллекта, наглядно-образного мышления, умение воспроизводить по образцу, уровень сформированности компонентов учебной деятельности.
· Измерение особенностей познавательной сферы – уровень развития памяти зрительной, слуховой, развития внимания.
· Особенности учебной деятельности класса – мотивация к обучению, уровень тревожности учащихся (общая, школьная, самооценочная, межличностная), умение организовать свою деятельность.
· Особенности социальной сферы учащихся- лидеры, отверженные среди учащихся, сплоченность коллектива.
2. Программы коррекционной работы с учащимися.
· Программа арт-терапии для учащихся всех возрастных категорий;
· Программа коммуникаций в межличностном общении;
· Программа «сказкотерапия»;
· Проект факультатива по психологии.
3. Семинарские и лекционные занятия с педагогами и родителями учащихся в режиме памяток.
· Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста
· Психолого-педагогические особенности подросткового возраста
· Темперамент и виды темперамента.
· Профессиональная ориентация учащихся.
· Психологическая карта возраста.
· Принципы отношения родителей с детьми.
Использование метода арт-терапия для младших школьников с целью коррекции у детей ощущения страха, тревожности
Рисунки как вид творчества является преломлением в сознании ребенка окружающей его действительности. Символичность рисунков младших школьников связана с их возрастными представлениями.
Практическая ценность рисования состоит в том, что ребенку предоставляется дополнительная возможность для невербального выражения идей. В качестве особого языка познания, рисование выступает как своеобразный вид коммуникации ребенка с окружающей его социальной действительностью, позволяет лучше понять фантазии, выразить переживания, безболезненно соприкоснуться с окружающим и волшебным миром сказок, развить свой творческий потенциалы.
Этот метод арт-терапии дает положительный результат среди учащихся начальных классов по устранению тревожности, страха (самооценочного, межличностного, школьного, отношения в семье.
Использование сказкотерапии как метода коррекции
морально-ценностного, личностного компонента и валеологического статуса учащихся 6-11 классов.
Среди разнообразных психотехник наиболее практичной в данном случае нам представляетсясказкотерапия - метод, апробированный веками. Именно сказочный метафорический язык позволяет на эмоциональном уровне переживать и усваивать ценностные компоненты.Осуществляя подборку материала соответственно уровню валеологического статуса класса, возможно в незначительный промежуток времени достигнуть положительной динамики, которая была невозможна при традиционном педагогическом воспитании в виде «дружеских» бесед или угроз.
Цель проекта - коррекция внутриличностных конфликтов учащихся старших классов, активизация процесса социализации.
Задачи проекта:
· проинформировать уч-ся об особенностях сказок, их структуре и смысловой нагрузке;
· обучить уч-ся методам самокоррекции посредством применения методов сказкотерапии и арт-терапии;
· научить самостоятельности переноса энергии личности из проблемной сферы в более успешную;
· оказать помощь в самостоятельной выработке уч-ся ценностных ориентиров посредством приобщения к коллективному опыту.
· проработать способы решения конфликтных ситуаций при помощи реальных и нереальных (волшебных) методов сказок.
Темы, которые рассматриваются в процессе работы: жизненный выбор, рождение и смерть, агрессивность и ее последствия, общение и труд, взаимоотношения родителей и детей, мужчины и женщины, творчество и т.д.
Данный метод проходит апробацию и показал положительную динамику психологических показателей личности учащихся.
По итогам деятельности прилагаются мониторинги познавательных способностей учащихся.